Самый долгожданный гость, ценитель пышных шуб и щедрый даритель — Деда Мороза знает и стар, и млад. А вот о том, что в каждом регионе России живет свой Дед Мороз, слышал не каждый. Один — чудесный музыкант из Чувашии, другой — древний прикамский великан, а у третьего, из Якутии, даже есть волшебный бык, предвещающий лютые морозы.
Любитель праздников
В Татарстане живет Кыш Бабай — «зимний дед», или «зимний предок». Самобытный сказочный татарский персонаж пришел из тюркской мифологии. По легенде, зимнее божество Кыш Тонгрессе (в народе его называют Кыш Бабай), который повелевал морозами, был еще и большим любителем праздников. Каждый год он устраивал торжество в честь верховного бога Тенгре, появившегося на свет в самую длинную ночь декабря. Люди водили хороводы вокруг священного вечнозеленого дерева, а вместе с ними и приглашенные духи.
Кыш Бабай никогда не забывал позвать других божеств и духов на праздник, а некоторые из них, например духи леса и воды, присоединились к его свите и по сей день помогают ему принимать гостей. Во время праздника «зимнего деда» непременно сопровождает его дочь Кар Кызы.
Одеяния Кыш Бабая и его снежной дочки подчеркивают особенности национального татарского костюма. Преобладающий цвет тканей — зеленый. На голове у Кыш Бабая — традиционная татарская тюбетейка с опушкой. Этот головной убор, а также самобытность традиций, яркие праздники и красота народных танцев стали визитной карточкой Республики Татарстан.
Хозяин оленей
Ямал Ири — зимний волшебник из Ямало-Ненецкого автономного округа. Говорят, он появился на свет вместе с тундрой, но сам чародей на вопрос о своем возрасте отвечает уклончиво: «Оленей у меня столько, сколько мне лет, а лет мне столько, сколько в тундре белый свет». Разузнать все у местной Снегурочки тоже не получится: Ямал Ири путешествует один и сопровождают его только ездовые олени или собаки.
Как и у всех Дедов Морозов, у зимнего чародея с Ямала имеется волшебный посох. Он изготовлен из лиственницы — священного дерева его родных мест. На поясе шубы, украшенной орнаментом из мамонтовой кости, висят обереги из медвежьих клыков. В складках одежды Ямал Ири прячет особый бубен: его звуки отгоняют злых духов и помогают «забубнить» дурные мысли.
Могущество волшебника хоть и велико, но не безгранично, и справляться с новогодними обязанностями в одиночку Ямалу Ири непросто. Можно предположить, что в этом ему помогают главные обитатели Заполярья — белые медведи и северные олени.
Сказочный музыкант
Чувашского новогоднего волшебника Хель Мучи не случайно считают самым музыкальным Дедом Морозом: он единственный из них умеет играть на древних музыкальных инструментах. Например, на шахличе и кавале, а еще на старинной флейте или национальной скрипке купасе. Говорят, что Хель Мучи настолько одарен, что умеет извлекать мелодичные звуки даже из гусиного перышка. И волшебный посох у него тоже музыкальный.
Свои музыкальные инструменты волшебник мастерит сам, а потом настраивает их накануне Сурхури — традиционного зимнего праздника чувашей. Название «Сурхури», которое переводится как «овечья нога», берет начало от забавного обычая. В праздник следовало прийти в темный хлев (обычно ночью) и поймать одну из овец за ногу. Если попадалась белая овца, поймавшего ждала удача в новом году, а если черная — быть беде.
На зимних торжествах и музыкальных вечерах Хель Мучи сопровождает его внучка — помощница Юр Пике. Ее праздничный наряд дополняет меховая шапка, украшенная монетами.
Юный делец
А вот в Карелии за подарки к Новому году отвечает не бородатый старец с мешком, а молодой деловитый паренек. Местные называют его Паккайне — «морозец». По легенде, он родился в начале зимы во время сильного мороза прямо в телеге, груженной товарами: его родители в тот день возвращались с большой ярмарки. Возможно, именно поэтому «морозец», едва повзрослев, занялся бойкой торговлей. На празднике он предстает в купеческом одеянии, напоминающем красную накидку средневекового торгового гостя.
Паккайне тщательно следит за своей внешностью, любит смотреться в зеркало и прихорашиваться. В торговых делах и организации праздников ему помогает спутница по имени Луминайне — «снежная женщина». Считается, что Луминайне — хорошая рукодельница и вкусно готовит.
Паккайне и Луминайне стали фольклорными персонажами сравнительно недавно. А вот карельские руны — народные сказания о красоте и величии природы, сотворении мира, о подвигах и обрядах — появились много веков назад.
Хранитель времени
Рассказывают, что каждую зиму в Якутию из Северного Ледовитого океана выходит огромный бык зимы Дыыл Ойха. И отправляется он прямиком к своему хозяину, волшебнику Эхээ Дыылу. По пути он отращивает рога — чем длиннее они вырастут, тем сильнее будут морозы. С наступлением весны у быка сначала отпадают рога, а потом он тает и бесследно исчезает в водах океана: в Якутии наступит настоящая весна.
Сам Эхээ Дыыл с приходом тепла никуда не исчезает: он не только зимний волшебник, но и хранитель времени, поэтому работает круглый год. Его часто можно встретить на сезонных праздниках в сопровождении одной из дочерей.
В старину ископаемые бивни мамонтов принимали за рога сказочного быка. В шапке с подобными рогами обычно изображают Чысхаана — дух холода, седобородого старика, который соперничает с Эхээ Дыылом за право быть главным якутским зимним волшебником.
Дед-великан
Давным-давно, еще до появления людей, на Прикамской земле жили великаны — алангасары. Велик был их рост, но никак не ум. Когда на их территорию пришли люди, алангасары испугались их смекалки и решили спрятаться в расщелине на вершине Кар-горы. Однако один из великанов — он был ниже всех ростом — оглянулся, чтобы последний раз взглянуть на родные места, а когда вновь обратил свой взор на расщелину, от нее уже не осталось и следа — Кар-гора навсегда закрылась. Долго путешествовал маленький великан, набираясь разума, и однажды встретил на лесной тропинке детей. Те великана не испугались, и это растопило сердце сурового алангасара, которого с тех пор стали называть Тол Бабай — «зимний дед».
В своих долгих скитаниях Тол Бабай научился языку птиц и зверей, а когда стал жить среди людей, освоил еще и человеческий. Говорят, старый великан владеет языками предков пермских народов — удмуртов и коми, а также помнит древнерусскую грамоту.
За сотни лет дед-великан изменил свой облик и приходит к людям в образе мудрого старца. Его легко узнать по фиолетовой шубе, а вместо мешка для подарков он использует пестерь — берестяной короб.
Изображение (фото): портал "Культура.РФ"